Инклюзивное образование

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).

Восемь принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  4. Все люди нуждаются друг в друге;
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Целью инклюзивного образования является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования.

Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей. Эти гарантии закреплены в Конституции РФ и во многих законодательных актах России: Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном законе от 24.11.95 N 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014 с изменениями, вступившими в силу с 21.10.2014), Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Постановлении Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы» (с изменениями на 11.09.2012 года), в иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Нормативно-правовые документы

МБДОУ ДС «Лазорики» г. Волгодонска посещает 3 ребенка- инвалида. В МБДОУ создана единая образовательная среда для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих разные стартовые возможности. Разработаны индивидуальные программы обучения в соответствии с рекомендациями ИПРА. Организовано психолого- педагогическое сопровождение каждого ребенка. Один- два раза в неделю проводятся индивидуальные занятия с педагогом- психологом по развитию эмоционально- волевой сферы, познавательной и коммуникативной сфер. Во время занятий используются специальные методы обучения и воспитания, учебные пособия и дидактические материалы, в соответствии с индивидуальной программой обучения.

Ведется работа с педагогами групп, в которых обучаются дети- инвалиды, по формированию у всех участников образовательногопроцесса адекватного отношения к проблемам детей с особенностями психофизического развития.Образовательный процесс в группах строится так, чтобы выявить и развить потенциальные возможности детей- инвалидов в совместной деятельности со здоровыми сверстниками, а также чтобы способствовать успешному освоению образовательной программы.

Родителям детей- инвалидов оказывается психолого- педагогическая помощь в виде консультаций, бесед, а также посредством стендовой информации и информации на сайте МБДОУ в разделе «Консультации педагога- психолога».

Что нужно знать родителям детей с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время число детей с ограниченными возможностями здоровья, к сожалению, растет. В мировом сообществе остро стоит вопрос социализации детей- инвалидов. Дети с ограниченными возможностями находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически. Им нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, поэтому перед родителями таких детей встает очень сложная задача. На родителей, как и на детей, ложатся большие нагрузки, в связи с уходом за ребенком и ответственностью за его жизнь. Многочисленными исследованиями выявлено, что родители данной категории детей испытывают эмоциональное напряжение, чувства вины, обиды, тревоги и находятся в постоянном стрессовом состоянии. Все это может влиять на отношение родителей к своим детям, которое может ухудшиться. Поэтому родителям, так же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка.

В МБДОУ ДС «Лазорики» г. Волгодонска организована психолого- педагогическая помощь семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья. Родители неорганизованных детей всегда могут обратиться за консультацией к педагогу- психологу по вопросам образования и воспитания ребенка с ОВЗ. А также могут получить помощь в виде первичной диагностики ребенка, консультации. В том случае, если ребенок посещает МБДОУ ДС «Лазорики» г. Волгодонска, специалисты разрабатывают индивидуальную программу сопровождения ребенка, педагог- психолог оказывает психокоррекционную помощь семье по адаптации и интеграции ребенка в общество. Ведется работа по повышению педагогической компетенции родителей в области психической и познавательной сфер развития ребенка. В работе главный акцент делается на социализацию ребенка, включению его в общество сверстников. Это становится одинаково важным для всех детей в группе, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.

Таким образом, активность и осведомленность родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, в сочетании с инклюзивным образованием помогают наиболее полно подготовить особенного ребенка к трудностям жизни.

Одаренные дети.

Среди детей с ОВЗ часто встречаются дети, имеющие отклонения в физическом развитии, но интеллектуально сохранные, и даже одаренные. Одаренные дети. Кто они? Это дети, обладающие большими способностями к высоким достижениям и выдающимся результатам в различных сферах деятельности.

В зависимости от возраста ребенка выделяют разные категории одаренности. В дошкольном и младшем школьном возрастах это дети, выделяющиеся необычно быстрым темпом умственного развития, высоким уровнем интеллекта в целом (такие дети относительно чаще встречаются).

Если у Вашего ребенка:

  • отличная память в сочетании с ранним языковым развитием,
  • чрезвычайное любопытство в отношении того, как устроен тот или иной предмет, отчего мир устроен так, а не иначе,
  • проявляется способность отслеживать несколько процессов одновременно,
  • живое воображение, изобретательность и богатая фантазия,
  • отличное чувство юмора, он любит смешные несоответствия, игру слов, шутки,
  • повышенные математические способности в плане вычислений и логики,
  • устойчивая концентрация внимания и большое упорство в решении различных задач,
  • обостренное чувство справедливости, опережающее нравственное развитие,
  • наблюдаются трудности в общении со сверстниками,
  • высокий энергетический уровень (малая продолжительность сна),
  • зрение часто нестабильно, испытывает затруднения фокусирования с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске),
  • то можно говорить о наличии у него отличительных черт, характерных для одаренных детей.

Что делать родителям?

  1. Отвечайте на все бесчисленные вопросы. Одаренные дети в 3—4-х летнем возрасте очень любопытны и готовы исследовать все стороны окружающего их мира. В поиске ответов на свои вопросы они упорней, чем средний ребенок. Здесь очень важно проявить терпение, доброту и уважение. Используйте эти вопросы для того, чтобы стимулировать ребенка к дальнейшим исследованиям и опытам.
  2. Не делайте излишнего упора на занятиях, так как учебные программы скорее суживают мышление ребенка, а не расширяют его. Традиционные занятия уделяют слишком большое внимание логическим, цифровым и линейным процессам. Для ребенка дошкольного возраста более естественно мышление интуитивное, ассоциативное, которое лучше всего развивается в игре, и может подавляться ранними интенсивными занятиями с использованием строго организованных материалов, подобных школьным учебникам.
  3. В одаренном ребенке надо развивать самые разные интересы. Например, активно вовлекать в групповые занятия музыкой, ритмикой, сценическим искусством и т. д.
  4. Выделите ребенку место для его коллекций, экспериментов и любимых занятий. Такие занятия могут принимать форму элементарного природоведения (пусть даже в городском дворе), а обычный сад или огород могут подтолкнуть ребенка к изучению химии, иностранного языка (все растения имеют латинские названия), агрономии. Эстетическое удовольствие, получаемое ребенком от цветения разных растений, наблюдение за насекомыми, опыляющими цветы, могут заинтересовать его биологией и энтомологией. Подобные занятия воспитывают в ребенке трудолюбие и радость познания плодов собственного труда.
  5. Если ребенок отказывается спать днем, родители могут заменить сон тихими играми: чтением, решением кроссворда, прослушиванием сказки и т. д. Одаренный ребенок весь день «крутится на высоких оборотах», поэтому иногда их надо и снизить. Да и родителям необходима передышка.
  6. Объединиться в создании «групп по интересам». Папы и мамы могли бы использовать собственные способности и устраивать для всех детей занятия вместо дневного сна, от которого многие дети упорно отказываются. Например, организовать занятия иностранным языком, так как в дошкольном возрасте «языковые» центры мозга впитывают информацию наиболее эффективно. Занятия, стимулирующие групповые дискуссии, также хороши: это прекрасная возможность прояснить мысль, предложить идею и выслушать мнение других.
  7. Оградите малыша от общественного неодобрения и негативной реакции сверстников, бабушек и дедушек. Сейчас не время критики! Кроха должен укрепиться в своей позиции, тогда ему будет легче развиваться.