Как повысить самооценку неуверенного в себе ребенка? Если ваш ребенок не умеет радоваться, видит только негатив в ситуациях, то эти советы для вас.
- Учите ребенка замечать хорошее.
Это не так-то просто, на самом деле. Есть не только дети, но и взрослые, которые всегда чем- то недовольны, им вечно что- то не нравится. Радоваться жизни- это важный навык, который можно натренировать. Для этого предлагаю простое упражнение: перед сном называть по очереди с ребенком пять плохих и пять хороших вещей, случившихся за день. Так вы учите ребенка анализировать свои чувства и эмоции, помогая пережить «плохое» и с удивлением обнаруживать, что не так уж все и плохо, говоря о «хорошем». Особенно акцентируйте внимание на том, как вам было приятно, например, что ваш ребенок помог вам в каких- то делах, как хорошо выполнил свои обязанности, и т. п. Таким образом вы ненавязчиво впишете похвалу в свой рассказ. Тем самым поможете ребенку еще раз заметить свои положительные стороны.
- Дайте ребенку свободу выбора.
Многим родителям важно высказать свое мнение по любому поводу, например, критиковать выбор одежды ребенка, тыкать носом в то, что не так: «Не так носишь!», «Не лезь в лужу-испачкаешь новое!», «Не ходи по траве- останутся пятна!». Таким образом многие родители пытаются компенсировать недостаток внимания к ребенку- покупая новые вещи и выставляя их напоказ. В результате ведь пользы от данного мероприятия нет ни вам ни ребенку. Разрешите одеваться в то, что хочется, пусть даже самые нелепые сочетания, ведь это выбор ребенка- ему так комфортно, а что может быть важнее и придаст больше уверенности? Комфортная одежда позволит ребенку играть и не бояться испортить «выставочный» наряд. Возможность выбора должна касаться не только одежды, конечно. Советуйтесь с ребенком по возможности и всегда давайте на выбор два- три пункта, это создает у ребенка ощущение значимости, ответственности за свой выбор, а вам упрощает задачу. Например, какое платье сегодня надеть: красное или зеленое? Здесь и момент выбора ребенком и значительное упрощение задачи вам- выбор из двух платьев, а не из всего гардероба. Полезно давать ребенку выбор в еде, определять место прогулки и т. д. Ведь в данном случае это не будет вседозволенностью, а так называемый, «контролируемый выбор». Все главные решения по- прежнему принимают родители, но у ребенка есть право голоса в его детской жизни.
- Замените вину на ответственность.
Вина предполагает угрызения совести, а ответственность- умение разрешить текущую проблему, попросить помощи или принять неудачу, сделав выводы. Это не просто- не орать обидные слова, если ребенок разливает сок на пол, сложнее спокойно предложить ему тряпку и помощь. Что эффективнее, думаю, понятно. А если ребенок полез на забор и упал, сложно сдержаться и не сказать пресловутое: «А я говорила!». Ребенку уже плохо, и он уже осознал последствия своего поступка, вам важно просто это еще раз проговорить, помочь сделать выводы.
- Не требуйте больше, чем ребенок может сделать.
Четко соизмеряйте возможности ребенка со своими желаниями и не требуйте больше, чем ребенок может сейчас выполнить. Например, попросив посидеть с младшим братом, вы должны осознавать, что пяти- шести летний ребенок не готов в полной мере нести ответственность за жизнь другого ребенка. Поэтому, если что- то пойдет не так, то это только ваша ответственность.
- Отпускайте ситуации.
Часто нам приходится делать выбор: позволить ребенку участвовать во взрослых делах и потом тратить время на длительную уборку или запретить интересное и важное для ребенка занятие, оставив только альтернативу смотреть телевизор или планшет, зато разгрузить себя. Здесь выбор, на мой взгляд, очевиден: иногда можно позволить ребенку повеселиться и, например, испечь пирог или печенье, пусть даже после этого вся кухня будет испачкана, зато вы будете в контакте со своим ребенком и привьете ему любовь к домашним делам. Не зацикливайтесь на проблемах, учитесь сами получать удовольствие от общения со своим ребенком.